Когда карлик привлекателен

30.10.2019

станционный смотрительНедавно посмотрела американский фильм «Станционный смотритель» режиссёра Тома Маккарти. Лента вышла в прокат в 2003 году. Сценарий фильма можно свести к тому, что Фин, родившийся карликом, занимавшийся в магазине темнокожего друга ремонтом игрушечных паровозов, остаётся не у дел. Причина банальна: друг, только что позвавший Фина на обед, упал и умер, оставив карлику дом в Ньюфаундленде в наследство. И здесь для меня тончайший момент о хрупкости жизни. Несколько мгновений назад слова, шаги, а потом человека нет.

В наследстве ничего особенного, старый деревянный дом с мебелью и инвентарём для станционного смотрителя, расположен рядом с железной дорогой. После переезда в дом у Фина начинается жизнь на новом месте. Понятно, что Фин не станционный смотритель. Он лишь живёт в доме, служившем для этой цели.

В целом быть карликом трудно: удивлённые взгляды, обзывание, насмешки, даже фотографирование. Эти сценки встречаются на протяжении фильма: то его кассирша не заметила за кассой, то ребята обзывают, то на него указывают пальцем, шепчутся, то темнокожая девчушка Клио спрашивает, в каком классе он учится (понятно, ориентируется на рост Фина, всего 133 см). Трудно. И он, похоже, к этому привык.
Фильм показывает, каков в жизни интроверт, экстраверт.

В обществе бытует стереотип, что быть интровертом плохо. Такой человек мало общается, проводит время в одиночестве, размышляет, погружён во внутренний мир, прислушивается к своимм чувствам, наблюдает мир больше, чем участвуетт в нём. Фин похож на интроверта. Работа в крошечной комнате, обмен репликами с другом, легко проводит время в одиночестве — может гулять один или читать книгу, отвечает на вопросы других односложно — да, нет, умеет сепарироваться, если другой человек хочет быть с ним рядом, а он нет. Это очень хорошо показано в общении с Джо, продавцом напитков в маленьком фургончике. «Я не люблю бары,» — отмечает Фин. Его можно понять, потому что там все будут показывать на него пальцем.

Джо похож на экстраверта. Нуждается в общении, готов болтать целый день, с удовольствием общается с теми, кто рядом в данный момент. Иногда выглядит навязчивым в стремлении поговорить. Его общение лёгкое, скорее поверхностное.

Оливия — скорее интроверт. Живёт одна в доме, отмечает, что в доме редко кто бывал после смерти сына.
Конечно, интроверт и экстраверт — очень крайние точки. Мне ближе, что в каждом человеке есть и та, и другая часть, какая-то превалирует, отсюда выводы.

Фильм «Станционный смотритель» может показаться скучным, нудным, потому что в нём отсутствуют многочисленные перемены, большие события. Некоторые сцены вызывают смех: когда Оливия дважды чуть не наехала на карлика, когда они ещё не были знакомы.

Видно, как зарождается дружба между разными людьми. Интересно наблюдать преображение Джо. Молодой человек, постоянно тараторивший и задававший вопросы, вдруг находит прелесть в пеших прогулках по шпалам, возможно, впервые берёт книгу, чтобы не просто листать, а почитать с интересом, сидит в парке на скамейке, наблюдает с Филом за тем, как проносятся поезда. А однажды помогаетт новому другу Фину исполнить заветную мечту — стать погонщиком едущего поезда.

Явно видно, как карлик начинает занимать своё место в обществе провинциального городка. Клио от имени учительницы приглашает его провести урок в школе, рассказать о поездах; библиотекарша Эмили доверяет Фину то, что пока никому не говорила, даже своему парню Крису. Фин защищает девушку, как может, когда Крис бурно реагирует на новость о беременности. И здесь ярко видно его ограничение, физическое; человек маленького роста вряд ли справится со средним мужчиной.

Интересна сцена, когда друзья Фин, Оливия, Джо вместе обедают возле фургона. Оливия замечает, что не обязательно говорить, можно молчать. Для меня за этим тоже жизнь, бытие рядом с другими людьми, когда слова не важны и не нужны.

Кажется, Фин влюбился в Оливию. Наблюдает за её домом, приносит продукты, первым приходит на помощь, когда Оливия выпила таблетки, едет в больницу, убирает в её доме. Много про бережность в том, что он делает.

Сцена в баре, когда подвыпивший Фин набирается смелости и кричит: «Смотрите, я такой!» Попытка заявить о себе? А потом падение на железнодорожные пути, поезд, благополучное пробуждение. И разбитые часы как доказательство, что поезд действительно прошёл, пока пьяный Фин спал на шпалах между рельсами.

Финальная сцена, когда трое друзей едят, пьют в доме Оливии, дает надежду, что дружба продолжится. Может быть, будет что-то большее, ведь интроверт карлик уже не раз красиво шутил с Оливией. Похоже на взаимопроникновение: каждый учится у другого чему-то такому, чего нет у него.

Стоит ли смотреть фильм «Станционный смотритель»? Да, чтобы узнать, как малоразговорчивый человек, являющийся карликом, может быть симпатичным, притягательным.

Психолог, онлайн-консультант

Галина Горбунова

+7 915 124 08 78