Как получить желаемое, не заплатив

15.02.2019

пример манипуляций в общенииУпомянула пример манипуляций в общении в статье Психология: игнорирование с разных сторон, недавно размещённой в блоге психолога. Манипулирование часто встречается в жизни. Каждый из людей как сам может быть манипулятором, там и попасть под влияние чужих манипуляций. Манипулируют родители детьми — если ты не сделаешь то-то и то-то, то я оставлю такого плохого мальчика, уйду из дома, живи один; жена мужем, парень девушкой, начальник подчинённым, коллега коллегой. Что же такое манипуляция? Это скрытое воздействие на человека. Цель манипуляции — получить от человека то, что нужно манипулятору вопреки интересам другого человека. В статье приведу два недавних примера, встреченных мною.

Одн пример манипуляций в общении привёл агент по недвижимости, работающий в одной из западноевропейских стран с русскоязычными клиентами. Суть в следующем. Клиент попросил риэлтора оказать услугу по открытию счёта в местном банке, по получению налогового номера. При этом мужчина отметил, что после завершения данных действий вернётся домой, затем снова приедет в тёплую страну, чтобы заняться подбором недвижимости стоимостью пару сотен тысяч евро. Агент взялся за выполнение задачи, назвал стоимость текущей работы.

Для получения готовых документов пригласил заказчика в кафе, куда должны были подойти другие клиенты, благополучно завершившие сделку по покупке небольшой квартиры. То да сё, приятные разговоры. Подходит минута передачи документов и оплаты. И тот клиент начал поливать грязью агента, рассказывать о том, какой он необязательный, как всё медленно делал, не отвечал вовремя на звонки. Агента сразил такой неожиданный поворот, он не стал портить вечер другим клиентам, просто передал готовые бумаги. Вознаграждение не получил. Клиент с документами удалился. Деньги для риэлтора утеряны. Произойдёт ли сделка в будущем, тоже неизвестно.

В данной истории манипулятор тонко провёл манипуляцию «коммунист», пообещав обратиться в будущем за услугой при покупке дорогой недвижимости. Затем использовал присутствие других людей, понимая, что при них агент не будет выяснять отношения, говорить по-мужски, чтобы не портить репутацию. В итоге манипулятор получил желаемое бесплатно.

Ошибка риэлтора заключается в том, что он

  • не взял предоплату,
  • действовал на доверии, рассчитывая, что мелкая услуга сегодня приведёт к хорошей сделке в будущем,
  • решил произвести расчёт и передачу документов в присутствии третьих лиц.

Второй случай манипуляции в общении из собственного опыта. Ситуация произошла примерно неделю назад. В ФБ просится во френды ко мне девушка. Добавляю. Практически сразу приходит уведомление о комментарии под одним из постов о моих книгах. Отвечаю. Потом уже получаю в мессенджер сообщение о том, что когда-то в бытность моей работы агентом по недвижимости помогла её матери приобрести квартиру. Отвечаю, что рада. Потом молодая женщина перешла к делу, стала просить о непосредственном разговоре. Ответила, что сейчас не могу, есть возможность вечером с использованием скайпа. На том разошлись. Однако я почувствовала, что знакомство развивается очень быстро.

Вечером девушка сообщила мне, что не удалось скачать программу скайп, начала переносить встречу на субботу или воскресенье. Я отказала: были свои планы. Спросила, в чём суть будущего разговора, если кратко? Она ответила, что хотела поговорить о моём опыте работы агентом в одном городе. Увы, отказала. Налицо попытка использования. Ведь манипуляция — это то, что другой не планировал давать. В мои планы не входило предоставлять информацию, нужную для неё. В деловом общении важна ценность двойного выигрыша. Получает один, должен получить и другой: деньги, иную информацию, что-то ещё.

Манипулятор может

  • добиваться успеха для себя,
  • не платить за оказываемую услугу,
  • получать бесплатно нужную информацию.

Для достижения цели может

  • польстить,
  • сделать комплимент,
  • накричать, нагрубить, нахамить,
  • создавать дефицит чего-то (времени, товара),
  • пугать,
  • давить на чувство вины.

Вот такие два примера манипуляций. Если у вас есть случаи, запишите в комментарии пример манипуляций в общении.

Психолог Галина Горбунова

+7 915 124 08 78