Прочитала книгу Алис Миллер «Драма одарённого ребёнка или в поисках собственного я». Хочу рассказать, о чём для меня данная книга, поделиться мыслями, всплывающими во время её чтения. Возможно, получится статья что-то типа рецензии. Прежде всего важно раскрыть понятие «одарённый ребёнок». Автор использует термин не в традиционной трактовке, когда малыш опережает в развитии сверсников, имеет отличный от них круг интересов, постигает то, что изучают более старшие дети. Доктор психологических наук А.Б. Орлов в предисловии тонко заметил, что одарёнными являются все дети, все люди, когда-то бывшие маленькими. И одарённость заключается в «способности жить, переживать свою жизнь и действовать в своей жизни». Если кратко, то драма в том, что многие дети становятся объектами для родителей, этакой обслугой для потребностей самых близких взрослых.
Чтобы выжить и сохранить любовь, похвалу родителей, их заботу, внимание, ребёнок изменяется в угоду взрослым, становясь покорным, послушным, скрывающим свою злость, тоску, грусть, страхи, одиночество. Хотя если он станет взрослым и оглянется на прошлое, сделает общую оценку своему детству, он найдёт то, что позволит ему заключить, что детство было вполне счастливым, было достаточно еды, игрушки, симпатичная одежда, игры. Да, в детстве были детско-родительские истории, но родители многое делали для детей, как могли и умели сами. А сами они были тоже травмированы своими родителями, поэтому не могли передать своим малышам образец здоровых отношений, поэтому насилие, травмы в целом часто передаются из поколения в поколение.
Алис Миллер поднимает тему внутренней свободы, вопрос о том, как преодолеть проявления мнимой личности, как найти собственное я. Автор даёт рецепт для этого: изучить собственное детство, встретиться с детскими чувствами, которые когда-то были вытеснеты в бессознательное, пережить их остроту снова, осознать право таких чувств на жизнь. Как правило, это чувства, проявление которых осуждается в обществе: гнев, ярость, негодование, грусть, одиночество, тоска, ревность, печаль, зависть. Это трудные чувства, их переживание может быть болезненным, однако и такие чувства имеют право быть.
Автор книги считает, что изучение детства — процесс долгий, трудный, болезненный. Лучше его пройти с психологом. Недавно в сети встретила мысль, что психологи смотрят на клиента свысока и вещают о том, что все проблемы человека из детства. За этим выводом вижу обобщение и презрение к профессии. Если вы внимательно прочитаете книгу Алис Миллер, описывающую многочисленные истории своих клиентов, людей с мировым именем, публично рассказавшим некоторые эпизоды детских лет, то поймёте, как много человеческих проблем взрослых действительно уходит в детство: депрессия, стремление к величию, алкоголизм, наркомания, стремление к постоянной занятости, навязчивости, сексуальные отклонения, извращения.
И вообще бурный выплекс злости на невинного человека тоже может быть следствием детско-родительских отношений, когда ныне взрослый был малышом. Я вспомнила ситуацию, в которой была участницей, когда мой простой вопрос к сотруднице почты: «Вы знаете, как заполнить данный модуль?» вылился в повышение голоса, советы, рекомендации, куда идти, подкреплённые не просто злобой, а чем-то ближе к ярости. Вот в таких случаях важно понять, что не вы являетесь запускающимм триггером злобных нападок; это что-то тайно живущее в бессознательном рьяно атакующей женщины, возможно, отголоски старой травмы.
Похоже, что книга «Драма одарённого ребёнка» имеет психотерапевтическое воздействие на читателя, когда при чтении людских историй, прорываются личные переживания, собственные детские эпизоды, которые, казалось бы, уже давно остались где-то далеко на периферии памяти.
Автор даёт портрет взрослых, в детстве которых были травмы. Это были дети, рано научившиеся пользоваться горшком, помощники для мамы в воспитании и присматривании за младшими братьями и сестрами. И в семье ими гордились за то, что они так рано стали подмогой. Во взрослой жизни они многое могут, им завидуют, они кажутся увереннымии в себе, за ними тянется шлейф восхищения. И в то же время они сталкиваются с моментами одиночества, непонимания, тоски, бессмысленности жизни; вдруг они без внешнего повода погружаются в депрессию, их мучают страхи. И если спросить их о детстве, то у них есть стойкое представление о том, что там, в семье родителей, всё было пусть не счастливо, но волне нормально.
Ещё один звоночек травм — трудность в определении переживаний, чувств. Умение контролировать проявление чувств, сдерживать их — настоящее искусство у таких людей. Привычка сформировалась с детства, когда ребёнку запрещали выражать некоторые чувства, осуждаемые в семье. Чтобы сохранить благоприятное расположение со стороны отца, матери, ребёнок быстро научается прятать нежелательные чувства от окружения. Как? Вытесняет в бессознательное, где вытесненное, неосознанное продолжает существовать, иногда прорываясь в виде реакций.
Алис Миллер замечает, что мать, отец могут уйти от ребёнка: передать его в приют, на воспитание к родственникам. Ребёнок же самостоятельно никуда от родителей уйти не может. И он может стать таким, каким его хотят видеть, а не таким, какой он есть на самом деле. В результате формируется мнимое я. Именно оно влияет на поступки, поведение во взрослой жизни. Но поскольку поступки и поведение от мнимого я, то человек может чувствовать душевную пустоту, неудовлетворённость в поисках себя, отсутствие смысла жизни.
Миллер заключает, что работа с психотерапевтом, какой бы глубокой она не была, не может вернуть детство, чтобы что-то изменить в нём, оно так и останется в прошлом. Но преодолеть душевные травмы родом из детства можно только с помощью правды, понимания, что происходило в детстве, то есть речь идёт о сознательном взгляде на насилие, в том числе физическое и сексуальное, пренебрежение детскими потребностями.
Способность чувствовать, опеределять чувства и эмоции даёт возможность пробудиться подлинному я. Затем оно начинает расти, выражать себя, давая апатичному или депрессивному человеку изобилие жизненных сил.
Что способствует здоровому развитию ребёнка
Бондинг. И его уже десятки лет используют в роддомах. Это телесный контакт матери и ребёнка сразу после рождения. Это контакт глаз, когда мать и дитя могут встретиться взглядами. Миллер считает, что рожавшая женщина, прошедшая через бондинг, склонна быть менее жестокой к малышу, способна оградить ребёнка от жестокости отца.
Здоровому развитию ребёнка способствуют здоровые в психологическом плане мама и папа.
Кого может заинтересовать книга Алис Миллер «Драма одарённого ребёнка»
Книга полезная всем взрослым, ведь ныне человек в годах когда-то был ребёнком. Сегодня психотерапия не доступна всем-всем. Не каждый человек может пройти глубинную работу у психолога. Но знать, как бывает, важно. Так происходит распространение психологических знаний. И человек, прочитавший книгу, сможет бережнее относиться к собственным детям, что-то понять о себе самом.
Книга может заинтересовать молодых женщин, готовящихся к рожденияю первенца, последующих детей, чтобы обратить внимание на бондинг, попросить акушеров устроить зрительный и телесный контакт с новорождённным.
Книгу полезно прочитать психологам, психотерапевтам, социальным работникам, учителям, воспитателям, няням, людям, которые по своей деятельности много общаются с людьми, тем, кто интересуется детским период в жизни человека, любит психологию.
Книга «Драма одарённого ребёнка» есть в продаже в интернет-магазинах, в сетевых библиотеках. Там же можно найти и другие книги Алис Миллер.
Психолог Галина Горбунова
+7 915 124 08 78