Причины злости

04.09.2017
причины злости
причины злости

Почему злость и её причины возникновения волнуют многих людей? Во-первых, сегодня интересующиеся психологией знают, в какой степени опасна подавленная злость. Во-вторых, понимают, что осознав причины злости, можно ослабить сильное по энергетике чувство. У злости разные лики в зависимости от силы проявления: лёгкое раздражение, раздражение, недовольство, досада, гнев, возмущение, ярость, бешенство. В агрессии много злости. Разница в том, что злость — эмоция, а агрессия — действие. Злость — сильная эмоция, оцениваемая в обществе как негативная, опасная. Можно услышать вопрос с интонацией упрёка: «Зачем злиться?», будто у человека есть выбор эмоции. На уровне организма чувства возникают непроизвольно, их рождение нельзя контролировать. Злость имеет право на существование, как любая другая человеческая эмоция.

Злость — естественное человеческое чувство, отдельно взятая, она не является «правильной» или «неправильной». Она есть в спектре человеческих чувств. Её существование — данность. Злость становится хорошей или плохой, когда человек даёт оценку. Скорее всего многие опасаются злости, потому что привнесённая в агрессивное действие, она способствует насилию, может быть причиной материального ущерба, за ней таится угроза нападения. Кроме того, во семьях с раннего возраста детям объясняют, что злость — плохое чувство, человек, чувствующий злость, плохой, злой. Явно виден отрицательный смысл. Злость получает ярлык, начинает жить в сознании как окутанная в негатив. Человек старается спрятать её, потому что быть злым плохо. Так злость отвергается, вытесняется, подавляется. Однако не исчезает, живёт в человеке уже подавленная злость.

Человек может чувствовать злость, чаще всего вспыхивающую в межличностных отношениях, в которых есть противоречие, противостояние между сторонами.

Каковы причины злости?

Прежде всего с помощью злости человек защищает себя, своё пространство, психологические границы, когда отстаивает персональные интересы:

— не толкай меня,

— не бери мой мобильный,

— положи сумку на место,

— перестань мне советовать,

— я сам знаю, что мне делать в этой ситуации.

Знакомо?

Внешность человека, чувствующего злость, тоже демонстрирует защиту. Выражение лица нахмуренное, угрожающее, кожа на лице краснеет или бледнеет, пальцы сжаты в кулаки, человек готовится к обороне, защите, губы плотно сжаты, глаза иногда расширены и блестят, тело напряжено, поскольку мускулы готовы к одной из реакций — напасть или бежать, взгляд направлен на объект злости.

Наиболее частая причина возникновения злости заключается в неудовлетворении важной на данный момент потребности, возникновение на пути к достижению цели непреодолимого препятствия.

  1. Вышла в отпуск, а на третий день позвонил начальник и попросил срочно помочь с отчётом.
  2. Хотела лечь спать пораньше, позвонили родственники поболтать.
  3. Хотела написать статью, а пришлось подшивать брюки, срочно понадобившиеся сыну. Подобных ситуаций в жизни каждого море. В каждой ситуации явно видно расстройство первоначального замысла, неудовлетворение сильной потребности:

1) хотела отдыхать, быть вне работы

2) хотела спать

3) хотела написать статью

Препятствие, мешающее удовлетворить первоначальную потребность, — фрустратор. Вот почему злость относится к фрустрирующим эмоциям. И вот что интересно. Разные люди могут злиться в приведенных примерах с разной силой, а могут не злиться вовсе, то есть для них подобные ситуации нейтральны. Это связано с тем, что каждый из нас уникален, имеет различную эмоциональную возбудимость, глубину удовлетворения, уровень притязаний. В списке человеческих чувств есть ещё два, выражение которых связано с удовлетворением/неудовлетворением потребностей: радость и страдание.

В межличностных отношениях причины злости различны. При желании их можно отследить по диалогам, которые ведут френды или пользователи социальных сетей: знакомые, коллеги, друзья. Бывает так, что в диалоге первые несколько реплик достаточно мирные, вежливые, приемлемые по интонации и словам. Потом же развивается диалог в раздражённом тоне, следом появляются угрозы, разговор идёт на повышенных тонах. И это не случайно. В ходе дискуссии появляется пусковой элемент, вызывающий раздражение или гнев у собеседника. Кстати, это характерно и для реальных диалогов, которых сотни тысяч.

Что может вызвать гневный отклик? Непрошенные советы, жёсткая критика, вульгарные слова и оскорбления, упрёки, оценка поведения и навешивание ярлыков, «подколы», ирония, обвинения, сарказм.

Кстати, назову чувства и эмоции, в которых в разной степени представлена злость. Два из них записала выше: ирония — горькая насмешка, когда человек ехидничает, сарказм — высшая степень иронии, цинизм, разочарование — неудовлетворённость тем, что ожидаемое не происходит, зависть, досада — недовольство вследствие какой-то неудачи, ревность, гнев — неискреннее недовольство с примесью страха, стыд, обида — злость, направленная на самого себя, когда человек опасается показать свою злость другому, возможно, боится отвержения или злостной словесной атаки со стороны оппонента, вот и обижается, обращая злость на себя, навешивая чувство вины за своё состояние на другого. Иногда за злостью скрывается тревожность, то есть злость вторична, а тревога первична. Тревога — тягостное чувство, причину которой сложно идентифицировать, человек тревожится и не знает, почему. Он не может знать причину тревоги, не может контролировать появление тревожности, а потому сердится и может испытать различную силу злости — от лёгкого раздражения до гнева. Часть злости есть в презрении, отвращении, ненависти, уязвлённости, ожесточении, ненависти.

Причина злости — чрезмерные требования к другому. Напомню про перфекционизм, когда перфекционист предъявляет другому чрезмерные требования, ждёт от него чего-то идеального. А человек не исполняет, перфекционист может рассердиться.

Причина злости — зависимость, созависимость, когда кто-то в паре на оскорбление молчит и боится продемонстрировать собственную злость из-за страха отвержения, одиночества, чего-то ещё.

Ещё одна причина злости — нездоровое «да». Например, муж просит жену что-то сделать, она отвечает «да», хотя ей не хочется и не нравится выполнять просьбу. Потом она возмущается (злость во вне), обижается (злость на себя). Гораздо проще найти убедительные слова для вежливого отказа, объяснения.

Причина, для того, чтобы рассердиться, может быть связана со страстью контролировать. Разве можно контролировать всё? Выше записала, что нельзя контролировать рождение эмоций на примере тревоги и злости. Другого человека и многое в жизни тоже нельзя контролировать. И когда-то что-то выходит из-под контроля контролёра, он сердится.

И ещё некоторые причины злости: 1. Человек может рассердиться, защищая психологические границы, когда кто-то отнимает время, например. 2. Есть и те, кто просто привык сердиться. 3. Бессилие может породить злость, невозможность сделать так, как запланировано. 4. Ещё упрямство и желание доказать правоту.

Если вы хотите что-то добавить про злость и её причины, пишите в комментариях. Если кому-то интересно, как справиться со злостью самостоятельно.

Несмотря на многочисленные причины злости, раздражения, гнева, у этих чувств есть позитивная сторона. Если человек выражает злость, например, повышает голос, он косвенно влияет на поведение другого, даёт ему понять, что так не нужно себя вести, во всяком случае с ним.

До встречи в новых статьях в блоге психолога!

Записаться на консультацию к автору статьи можно на страничке сайта записаться на приём психолога или написать сообщение в WhatsApp по телефону, указанному в подписи.

Психолог, онлайн-консультант Галина Горбунова

+7 915 124 08 78