Авторитарный стиль воспитания

12.09.2017
авторитарный стиль воспитания
авторитарный стиль воспитания

В статье про формирование перфекционизма упомянула авторитарный стиль воспитания, назвала черты. На первый взгляд кажется, что диктат в семье канул в лету. Жив курилка, жив. В США на местной выборке было проведено исследование, цель которого узнать, как распределяются родители по стилям семейного воспитания. Авторитарный стиль воспитания или близкий ему выбрали 40 — 50 % родителей. Значительная цифра, если учесть, что существуют иные стили воспитания. Откуда берутся авторитарные родители?

Похоже, что они происходят из патриархального (традиционного) типа семьи, отношения в которой выстроены на доминировании — подчинении. Чаще муж обладает властью, жена подчиняется ему, дети подчиняются родителям, зависят от них. Реже встречаются семьи, в которых жена управляет семьёй — матриархальные семьи. Для детей родители обладают абсолютной властью, естественно, их стиль воспитания авторитарный. Несмотря на то, что сегодня в обществе существуют другие типы семьи — детоцентристский (современный), супружеский (постсовременный) — многие родители следуют авторитарной системе воспитания, характерной для патриархальной семьи. И не потому, что им нравится авторитарный стиль воспитания. Так воспитывали их собственные родители, они следуют тому, что знают, хотя могут вносить в собственный стиль воспитания элементы из других стилей, ведь никто не отменял родительский интерес к системам воспитания, обучение родителей, чтение ими педагогической и психологической литературы.

Черты авторитарного стиля воспитания:

  • авторитет родителей,
  • родительская власть,
  • эмоциональное отвержение,
  • высокий уровень контроля родителей за ребёнком,
  • командно-директивный стиль общения с ребёнком,
  • послушание детей,
  • система наказаний,
  • низкий уровень общения,
  • жёсткая система правил, запретов, требований.

Многие из черт не симпатичны, особенно в их крайнем проявлении. Однако не стоит жёстко критиковать и упрекать родителей. В большинстве они не деспоты и не тираны. Просто считают, что они сами так выросли, авторитарное воспитание пойдёт на пользу и собственным детям. Ставят перед собой достойную цель — вырастить хорошего человека, достойного члена общества. Цель нормальна и естественна.

Есть одна несостыковка — в понимании отца и матери хороший равно послушный, комфортный, не доставляющий переживаний, волнений, неудобств, тихий, исполнительный, обязательный, безропотно выполняющий родительские поручения в рамках возраста: примерно вести себя в детском саду и школе, прилично учиться, мыть посуду, убирать игрушки, подметать, приглядывать за младшими братьями и сестрами. Родители иногда не понимают, что послушание и исполнительность перекрывают кислород развитию творчества, инициативы, личной ответственности, выбору и решениям, умению ставить цели и достигать их.

Часто ребята из семей, в которых господствует авторитарный стиль воспитания, демонстрируют зависимость, безынициативность, пассивность, отсутствие лидерских черт, подчинение авторитету, низкий уровень ответственности, бесцельность.

Как проявляется в семье авторитарное воспитание?

1.В семье часто отдаются приказы, распоряжения, команды.

— Не обманывай! — ограничительная форма.

— Убери письменный стол! — форма указания, что сделать конкретно.

Видно, что в обеих формах используются глаголы в повелительном наклонении.

2.Родители используют предупреждение, предостережение, угрозы.

— Если будешь делать…, то последует… В первой части сложноподчинённой конструкции указывается нежелательное действие, во второй называется наказание.

Понятно, что ребёнок мал и слаб, чтобы противостоять родителю, высказывающему угрозу, предупреждение. Похоже, что так может возникать злость у малыша из-за собственного бессилия. Невыраженная, она может перейти в подавленную злость, агрессивные действия. Также может быть стойкая злость на мать или отца. Если ребёнку часто говорить о последствиях его невыполнения приказов и команд, то может сформироваться зависимость от силы или наоборот желание сопротивляться и противоречить силе даже при разумных доводах, покорность, неумение говорить нет. Часто послушный дома ребёнок сопротивляется в школе, не слушается учителей, конфликтует с одноклассниками.

3.Родители читают нотации. Высказывают мысли, связанные со следованием правилам и нормам социума. Безусловно, знакомство с жизнью в обществе полезно, но без чрезмерного морализирования, с пониманием грани между много и мало. Авторитарный стиль воспитания показывает перебор с долженствованием и употреблением слов, характерным для него: должен, надо, нельзя, обязан, требует, непременно, обязательно. Последствием этого может быть перфекционизм, когда став взрослым, человек предъявляет себе и другим людям повышенный требования. Кроме того чрезмерная самокритика ухудшает качество жизни.

4.Родители оценивают, обзывают, ругают, высмеивают. Примером оценки может стать

  • Ты глупый!
  • Ты неумелый!
  • Ты неряха!

Ярлыки и оценка негативно влияют на самооценку, способствуют формированию враждебности к родителям, к миру в целом. Для чувствительных ребят ругань и высмеивание может стать психологической травмой.

Ошибаются те родители, которые считают, что детям не свойственны переживания. Дети ещё как переживают. Иногда детские волнения преследуют, как фантомы, взрослых людей, накладывая отпечаток на их жизни.

В блоге психолога в настоящее время действует предложение — бесплатная психологическая помощь онлайн.  Условия описаны, доступны в исполнении. Пример, ответ на письмо — страх начать новое дело — психологом.

Психолог Галина Горбунова

+7 915 124 08 78